Читаем вместе


Что читать детям 4-5 лет?
Совсем недавно на одном из сайтов разгорелось обсуждение этого вопроса – что читать детям? Причем,  вопрос шел не о чтении родителями, а о первом самостоятельном чтении ребенка, который только учится читать.
Молодая мама спрашивала совета, что  предложить для самостоятельного чтения четырехлетней девочке, которая учится читать и уже  складывает слоги.
В ответ на этот вопрос посыпались самые различные предложения. Причем, среди предложений были  такие: «Прекрасные книги Р. Киплинга – Маугли, Пак с волшебных холмов, Книга джунглей»,  «А Маршака не хотите – «Сказка о горе-злосчастье» и «Конька-Горбунка» Ершова?», «Толстой, Пришвин, Бианки, Бажов и т.д. Всё, что о природе.»,  «К. Чуковский. Айболит в прозе»,  «Возможно, подойдет Генри Каттнер с циклом историй о Хогбенах», «Сказки народов мира, Легенды и мифы Древней Греции (именно Н.А. Кун)».
Я не хочу сказать, что предложены плохие книги. Нет!  Книги хорошие. Только почему-то люди не обратили внимание на возраст девочки. Ей всего 4 года!
 Конечно, если мама или папа прочтут девочке  рассказы  Пришвина, Бианки, Бажова, то ребенку будет интересно.  Сказки народов мира тоже заслуживают внимания, но только тогда, когда читают взрослые.  В этих сказках, как правило, встречаются слова и предметы малознакомые  в нашей жизни. Если читает взрослый, он объяснит ребенку значение слова, чего не произойдет при самостоятельном чтении.
Мне интересно, как  ребенок, который только читает по слогам,  будет читать  истории  о Хогбенах? Тут даже взрослый слово  Хогбен  сразу не прочтет, а ребенок и подавно.  Так что это произведение для  читающих детей.
Все это обсуждение  и  заставило меня написать свои соображения по этому вопросу.
Что же читать ребенку  в 4-5 лет? Не забудьте, что мы говорим о самостоятельном чтении ребенка, который толькоучится читать.
Существует  много самых разных  произведений для детей  и среди всего этого богатства надо выбрать именно то, что сможет прочесть и ПОНЯТЬ ребенок-дошкольник. Для этого надо обратить внимание на очень важные элементы  произведения:
Небольшой по размеру текст  с  крупными буквами и большими картинками.  Маленький ребенок не в состоянии заниматься или выполнять монотонную работу длительное время. Для малыша чтение – очень трудный процесс, который требует напряжения многих систем организма.  В возрасте 4-5 лет занятия для детей не должны превышать 20 минут. А чтение и того меньше. Непрерывное чтение должно быть не больше 10 максимум 15 минут.  Исходя из этого, размер текста, который читает ребенок,  должен быть  около 4-8 строк.  Это или небольшое стихотворение или очень короткий рассказ.  Надо подбирать такие тексты, чтобы ребенок смог прочитать его за один раз.
Небольшие по размеру  простые предложения, состоящие из 4-6 слов. Когда ребенок учится читать, то он выполняет одновременно множество трудных для него мыслительных операций. Очень часто  дети,  дойдя до 3-4 слова в предложении, забывают, что было в начале. В таком случае они просто не понимают смысл предложения или понимают его частично. Но ведь нам надо, чтобы ребенок не просто механически соединил буквы в слово и прочитал, а понял  смысл предложения.  Именно поэтому  предложения должны быть короткими и простыми.
В тексте не должно быть трудных для чтения  и длинных слов. Легче всего дети понимают и читают слова-предметы и слова-действия.  Вот поэтому они  любят и легко запоминают  небольшие стихи.  Как правило,  стихи для малышей очень яркие и динамичные, потому что содержат много  глаголов  и существительных. Вспомните
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу.
Ох, досточка кончается,
Сейчас я упаду.
Очень простые конструкции предложений и большое содержание глаголов помогает  ребенку легко понять смысл стихотворения и запомнить его.
Вот эти три несложных правила помогут Вам определить, подходит ли книга для самостоятельного чтения  4-5 летнему ребенку.
Трудно перечислить все произведения, которые можно и нужно читать ребенку- дошкольнику. Я назову только некоторые, а Вы можете помочь мне,  предложив свои книги.
 Что же надо читать ребенку, чтобы ему было интересно и легко? Конечно, это классика детской литературы:
Чуковский, только не Айболит в прозе, а его стихи и сказки в стихах (Федорино горе, Тараканище, Краденое солнце и др.) Правда, сказки великоваты для малышей, поэтому лучше читать их вместе –  4 строки ребенок, 8 – взрослый. Так  малышу будет интереснее и не устанет.
Стихи С. Маршака, А. Барто, В. Орлова, И. Токмаковой, Э. Мошковская, Ю. Мориц, Я. Аким, В. Берестова, З. Александровой, Е. Благининой, Б. Заходера, В. Степанова, А. Усачева…
Русские и украинские народные сказки.
Сказки В. Сутеева.  Они обычно идет в очень хорошем оформлении, где мало текста и много картинок. Читаются очень легко и  понятны даже малышам.  
Короткие рассказы Л.Толтого, Е Чарушина.
Конечно, это далеко не все произведения, которые можно давать ребенку читать самостоятельно. Но в любом случае, надо исходить из возможностей ребенка не только прочитать, но и понять смысл прочитанного, а не загружать его тем, что слишком трудно для его понимания.
А что Вы думаете по этому поводу? Что Вы давали читать ребенку для первого самостоятельного чтения?

2 комментария:

  1. Я согласна с Вашими рекомендациями и с тем, что читать детям лучше классические детские произведения в хорошем оформлении.

    ОтветитьУдалить
  2. Анна, нужные советы. Понравился материал о том, как и что подбирать для чтения 4-5 летних детей.

    ОтветитьУдалить